г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14
В настоящее время в психоаналитической практике часто применяется понятие инсайта в ключе обязательного присутствия в аналитических отношениях. Инсайт, согласно определению – это внезапное осознанное нахождение решения какой-либо задачи, ставшее результатом продолжительной бессознательной мыслительной деятельности. В психотерапии инсайтом обозначают сопровождающееся прозрением и катарсисом осознание человеком причин своего состояния или проблемы, завершённости. В научно-популярной литературе и обыденном сознании именно таким образом многим видится цель и результат психоанализа, хотя сам основатель З. Фройд такой термин не использовал. Зато в трудах его последователей встречаются более подробные описания инсайта и его классификации, этапы и теории появления.
В литературе встречается разделение на умственный и эмоциональный инсайты. В первые недели или месяцы терапии могут случаться моменты таких ярких проявлений. Озарение (например, в форме «ага-эффекта») происходит как на самой аналитической сессии, так и за её пределами и активно обсуждается обоими сторонами. В процессе обсуждения могут выявляться различные формы целостного видения обсуждаемой задачи или проблемы, до сих пор неизвестные одной из сторон, оценивающиеся как «проблеск истины». Иногда существуют упоминания и ложных инсайтов, однако его основное отличие – чувство незавершённости – не даёт классифицировать такие состояния непосредственно как инсайт. Синонимом инсайта может являться осознанность, или осознанностью могут называть состояние пребывания в инсайте, а в гештальтпсихологии – способность находиться в настоящем.
Если брать существующие классификации инсайтов, можно выделить концепцию Анри Пуанкаре (описанную в статье «Математическое творчество», 1908)1Пуанкаре А. Математическое творчество. Психол. этюд. Юрьев: тип. Э. Бергмана, 1909, гештальт-концепцию Вольфганга Кёлера и Макса Вертгеймера, описанные разными авторами концепции творческого процесса, а также концепцию Я. А. Пономарёва2имеются в виду сразу несколько работ: Пономарёв Я. А. Психика и интуиция. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1967; Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагог. наук РСФСР, 1960; Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976; Пономарёв Я. А., Журавлёв А. Л., Галкина Т. В. Психика и интуиция: Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: Арис, 2010. Все они имеют общие характеристики, а именно, это неосознаваемость (бессознательный или неосознанный механизм), внезапность (мгновенное озарение), целостность, эмоциональность переживания, стадийность и независимость от прошлого опыта.
Перечисленные при этом неосознаваемые механизмы, внезапность, эмоциональность и стадийность могут вызывать определённое сомнение. Так, например, известен метод майевтики Сократа, где в ходе диалога вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, Сократ задаёт последовательно вопросы, отвечая на которые, его собеседник сам формулирует дотоле неизвестные ему утверждения, «рождает истину». В «Меноне»3Платон. Менон. Пер. С. А. Ошерова, в издании «Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1», М., 1990, с. 575–612. Сократ помогает рабу «вспомнить» геометрическую теорему, задавая наводящие вопросы.
А в директивных формах терапии такая «истина» (как более объективный взгляд со стороны) может заранее открываться терапевтом (например, опознанные им паттерны поведения), где пациент может «увидеть» и принять свою проблему, что также выражается сильными эмоциональными реакциями, радостью или озарением.
Но главным вопросом, требующим пояснения природы работы механизма инсайта, является его целостность и независимость. Понимать его можно в двух контекстах: психологическом (как результат естественной работы психики субъекта, то есть речь идёт, по сути, о содержании в нашей голове) и онтологическом (о бытии и о существовании, полноте и совершенстве событий и актов, имеющих феноменальную природу, синтетических суждениях, завершённых абстракциях). Под термином «онтология» здесь понимается онтология личности, синтез апофатизма с бытийными началами инаковости и свободы.
Их крайне сложно различить. Например, то самое состояние радости, которое переживает переживающий инсайт, может быть психологическим (например, гедонистическим в результате акта познания или восприятия информации) или тем состоянием, которое Декарт называет очевидным, а Пруст – неясной или невнятной радостью, впечатлением). В первом случае гедонистическое восприятие инсайта у клиента (анализанда) может достигать крайних форм в виде желания испытывать инсайт на каждой сессии. Этому способствует современное капиталистическое общество, нивелирующее личность человека до индивида и навязывающее ему требование желания и, в конечном итоге, потребления. Во втором – это акт остановки, амехании, апории в результате непреодолимой, непроходимой проблемы, в которой разобраться помогают непроизвольные (наступающие без усилия воли) воспоминания. Такой механизм (онтологического) инсайта обусловлен нахождением логосов как моментов потенциального преображения человека и окружающего мира, за которым стоит сокровенное. Следующим за этим актом амехании состояние и называется инсайтом, свидетельствующим о «правильном русле», куда попадает человеческая мысль.
Нетрудно предположить, что в первом, психологическом, случае опознаваемые как явления инсайты являются для терапии вредными, хотя тоже вызывают радость, эмоциональные переживания и одобрение клиента (анализанда). Здесь процесс терапии переходит от цельности личности к гедонизму «Я», требованию индивидуума попробовать «всё сам» (поскольку, отвергая все авторитеты и традиции, человек непременно стремится попробовать всё сам и обязательно хочет попробовать всё, потому что все вещи и явления, все точки зрения и позиции для него равнозначны: нет чётких жизненных ориентиров, нет абсолютных ценностей, нет Высших Смыслов)4В. Г. Богомяков. Сокровенное как принцип бытия. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. С. 7., но также и расщеплённости индивидуального бытия (интеллектуального познания, эмоционального переживания, нравственной деятельности по отдельности). Возникающая целостность ложна, поскольку она охватывает элементы человеческого бытия по отдельности, а не в совокупности. За эмоциональными скачками и ощущением движения рано или поздно встанет тупик бессмысленного повторения, погони за инсайтами ради переживаний; истощения и пустоты жизни.